Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов. Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи. Безопасность медицинской деятельности – это отсутствие предотвратимого вреда, рисков его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при осуществлении медицинской деятельности. Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов. Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов. В 2024 году для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Улучшение диагностики для безопасности пациентов», потому что правильная и своевременная постановка диагноза крайне важна для защиты пациентов и улучшения исхода заболевания. Надежность диагностики можно существенно повысить путем устранения системных проблем и когнитивных факторов, которые могут приводить к рискам некорректной диагностики. К системным факторам относятся недостатки диагностического процесса, повышающие вероятность нежелательных событий, связанных с диагностикой, в том числе неэффективная коммуникация между медицинскими работниками или между медицинскими работниками и пациентами, чрезмерная рабочая нагрузка и рассогласованность действий в команде. Когнитивные факторы включают особенности подготовки и опыта клиницистов, а также предрасположенность к искажениям восприятия, усталости и стрессу. Диагноз отражает суть заболевания пациента, и его правильное определение является условием для получения необходимой помощи и лечения. Нежелательные события, связанные с диагностикой, имеют место в тех случаях, когда не удается правильно и вовремя оценить состояние пациента, в результате чего диагноз ставится неправильно или слишком поздно, либо врачу не удается распознать заболевание или корректно разъяснить его пациенту. ВОЗ призывает сделать все необходимое для того, чтобы пациенты участвовали в выработке политики, были представлены в структурах управления, привлекались к совместной разработке стратегий по обеспечению безопасности и становились активными партнерами медицинских работников при оказании помощи. Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2024 года:
* Повысить осведомленность пациентов о возможных рисках в диагностике, и подчеркнуть ключевую роль правильной, своевременной и безопасной диагностики в обеспечении безопасности пациентов * Привлечь особое внимание к безопасности диагностики в рамках политики обеспечения безопасности пациентов и клинической практики на всех уровнях здравоохранения в соответствии с Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021-2030 гг. * Укрепить сотрудничество между федеральными, региональными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, медицинскими работниками, пациентскими организациями и другими заинтересованными сторонами в развитии безошибочной, своевременной и безопасной диагностики * Предоставить пациентам и их семьям возможность активно взаимодействовать с медицинскими работниками и органами исполнительной власти в сфере здравоохранения для улучшения диагностических процессов.
Обеспечение максимального уровня безопасности здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон, включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские) организации. В сентябре 2024 года Минздравом России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов:
* интерактивный опрос для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого - анализ осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи * проведение региональных тематических пресс-конференций и брифингов по вопросам безопасности пациентов с участием представителей ВОЗ в Российской Федерации, представителей Минздрава России, Росздравнадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также ведущих медицинских, научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения и профессиональных медицинских сообществ * проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастер-классов, лекций, тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных мероприятий, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам диагностики и важности соблюдения требований по подготовке к диагностическим исследованиям * проведение Всероссийского конкурса «Лидер качества в здравоохранении» – для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности.
Информационные и методические материалы представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».